Станица Благовещенская Анапского района

Вкратце о нашем пребывании в станице и в её окрестностях, а таже наши впечатления

К северу от Анапы местность резко меняется. Округлые невысокие горы, поросшие лесом, уступают место кубанским степям. Нет и каменных обрывистых берегов – побережье сплошь песчаное, море у берегов – неглубокое.
В 13-ти км севернее Анапы расположен курортный пос. Витязево (входящий в Анапскую курортную зону и даже подчиняющийся Анапскому мэру :)); сразу за посёлком начинается Витязевский лиман - мелководное (не глубже одного метра) солёное озеро, довольно широкое – до 17 км в «поперечнике». Лиман – бывший морской залив, ныне отгороженный от моря песчаной косой.
Дальше к северу за Витязевским лиманом расположен Кизилташский лиман, раза в полтора превышающий Витязевский по площади. Кизилташский лиман тянется до берегов Таманского полуострова.
Между лиманами - неширокая (до 1.5 км) и длинная (до 7 км) полоска земли, как бы «перешеек», как я его обозвал. На этом перешейке, где с двух сторон – лиманы, а с третьей - море, расположена станица Благовещенская.

Станица Благовещенская – самая дальняя от Анапы курортная точка Анапского района, граничащая с Темрюкским районом. С юга от станицы расположен Витязевский лиман, с юга-запада – Чёрное море, с севера - Кизилташский лиман. Почти все базы отдыха находятся на берегу моря, что около 1 км от станицы, в так называемой «Благовещенской прибрежной зоне».
Население станицы примерно 3000 человек. В основном занято на обслуживании отдыхающих в курортный сезон, который длится с июня по сентябрь включительно.

Сюда, в Благовещенскую, мы и приехали, закончив «дикую» часть своего отдыха.

Анапа, автовокзал. Находим маршрутку «Анапа – Благовещенская». Сидим, ждём. Народ собрался, но водителя – нет. Ждём, паримся. Наиболее нетерпеливые начинают нервничать. Ровно в 17 часов появляется водитель – поехали.
Позже мы узнали, что маршрутки в Благовещенскую ходят строго по расписанию, независимо от количества пассажиров. Есть и рейсовые автобусы. Стоимость: в автобусе – 17 р., в маршрутке – 25 р. до станицы и 30 р. до «Баз отдыха».
Ещё одна особенность, подмеченная нами: в «благовещенских» маршрутках водители почему-то берут плату за проезд не в начале, при посадке, а только при высадке, в конце пути, в зависимости от того, далеко ли человек уехал. Такое доверие к пассажиру, в наш век всеобщего «кидания», было необычно; но на душе как-то становилось теплее…

Путь лежал мимо Витязево, через пос. Виноградный, через Суворов-Черкесский – в объезд Витязевского лимана. Минут через 40-45 въехали в станицу. Проехав её почти всю, мы вышли на последней перед дамбой остановке, после того, как машина свернула налево (чтобы к морю ближе было; мы запомнили местность ещё с прошлого, однодневного посещения станицы в 2002 году).
Водитель даже не хотел выпускать нас из салона – увидев и «оценив» нашу группу с рюкзаками и палатками, он был уверен, что нам ехать «до конца», до баз отдыха, за которыми есть палаточный автокемпинг и прочие места для «диких»…
Но нет – сегодня мы приехали именно в станицу.

Первое, во что упёрся мой фотовзор – это афиша, висевшая на заборе рядом с остановкой.
(Забегая вперёд, скажу, что через два дня мы отправили ребятишек на это представление, а сами в это время занимались дегустацией вин домашнего станичного производства. Пред-ставление прошло успешно, а как прошла дегустация – я по морально-этическим соображениям рассказывать не буду…:) Но тоже успешно…:))

Второе, что мы увидели – небольшая, человек в пять, кучка бабушек, торгующих около остановки овощами и фруктами с собственных огородов. Они нас тоже сначала «не за тех приня-ли» - уж слишком наша небритая, мятая, грязная, прокопчённая почти двухнедельным дымом, к тому же утомлённая длинным переходом и переездом компания не походила на «нормальных» отдыхающих.
Но, узнав, что мы собираемся остановиться на «частной», стали наперебой предлагать свои варианты. Местный дядька, случившийся тут же, предложил остановиться у него и даже повёз на своём 41-ом «Москвиче» показывать. Я остался караулить вещи и озираться по сторонам, остальные поехали смотреть. Вернулись ни с чем – забраковали жильё (слишком много бетона под ногами и тесно; а нам хотелось естественной земли с травкой под ногами и покрова из живой зелени над головой).
Услужливый дядька на 41-ом прокатил нас по улочкам станицы ещё по двум-трём местам – с тем же результатом. В последнем доме нам понравилось – то, что мы хотели: никакого асфальта-бетона внизу и сплошной навес из живого винограда наверху. Но тут уж хозяева отказали нам – их не устроил малый срок нашего пребывания – 5 дней. «Минимум – на 8 дней, - объявили они нам, - а то стирать постельное бельё слишком часто приходится».
Что ж, лень - настолько наша национальная, родная черта характера, что её можно только уважать. Даже если она чужая. Даже если она мешает вам поселиться там, где понравилось.

Отказавших от дальнейшей помощи со стороны услужливого дядьки («Сами не знают, чего им надо…»), мы оставили ребятишек с вещами на остановке и отправились на самостоятельные поиски. Т.к. к этому моменту мы оказались на ул. Приморская, куда завёз нас дядька, то и пошли мы по этой улице. Пошли, разглядывая станичные калитки в поисках табличек типа «сдаётся жильё».
Нужно сказать, что таких табличек, в отличие от Анапы, Геленджика, Витязево, Джемете, здесь мы видели немного. Даже совсем немного. Это говорит о том, что далеко не все жители станицы занимаются сдачей жилья отдыхающим. И немного их здесь бывает, этих самых отдыхающих. Что значит – глушь, дыра, у чёрта на куличках…:) Но нам как раз это и требовалось.
Шли мы по улице, отбраковывая навороченные современные коттеджи с асфальтобетон-ными дворами и пластиковой тенью над головой и цепляясь взглядом за уютные зелёные дворики. Но таких – с табличками – было немного…
Наконец, в самом конце Приморской ул., мы приметили очередную «рекламу» и решили стукнуться сюда.
Бабушка-хозяйка тоже была не очень довольна нашими «пятью днями», но всё-таки впустила нас на «постой». Мы оглядели наше будущее жильё, а также кухню, душ и прочие «удобства» и остались довольны. И пошли за вещами и ребятками.

Как показало дальнейшее, место нашего нового проживания оказалось удачным. По нескольким причинам, одна из которых – близость к морю; точнее, близость к дамбе, по которой надо пройти, чтобы попасть на берег моря. Придётся опять побывать в этих местах – всегда будем стараться останавливаться здесь, не обязательно – именно на этой улице, но непременно – в этой части станицы.

(За жильё с нас взяли по 100 р. за чел.день. Дело было в июне; в Анапе/Джемете в это же время за аналогичное жильё брали по 150 р.)

Поселили нас в уютный деревянный домик, симметрично разделённый на две половины. Вторая половина в это время пустовала. В нашем распоряжение оказались две комнатки и кры-тая, немного заросшая виноградом веранда. На веранде – стол и табуретки; здесь мы в дальнейшем «принимали пищу», игнорируя кухню, где нам тоже выделили свой стол. С верандочки попадаешь в домик, точнее – в маленькую комнатушку об одной кровати, и из неё – во вторую комнату, чуть побольше, с тремя кроватями. Кроме кроватей, из мебели в комнатках есть ещё пара тумбочек и много гвоздей, вбитых в стенки.
Отсутствием мебели уж кого-кого, а нас-то смутить невозможно. Добавив к существующим гвоздикам ещё пару верёвок, которые мы натянули в комнате и на веранде («Оборудовали стоянку», - по выражению моей дочери), мы распаковали рюкзаки, развесили вещи и пошли в магазин за продуктами.

Всего подобных комнаток я насчитал пять; большая часть их пустовала, и в соседях у нас оказалась только одна семья из четырёх человек: бабушка-тёща, дочь, зять и внук Олег – очень любознательный и общительный мужчина 5-6 лет от роду. Прекрасная спокойная семья, большие любители хорошо отдохнуть и хорошо покушать. Нам они не мешали нисколько, и мы им – тоже. Остальные же комнаты так и оставались пустующими.

Ещё в нашем распоряжении оказалась большая летняя кухня, общая для всех отдыхающих, с газовой плитой, с телевизором и холодильником (при полном заселении всех комнат одного холодильника на всех будет маловато.) Ещё там было по столу на каждую семью отдыхающих, но мы своим кухонным столом пользовались только для приготовления пищи. А ели – на своей верандочке.
Верандочка эта прекрасно защищала нас и от солнца, и от ветра, и от дождя.

Самым большим (и единственным) недостатком нашего нового местожительства оказалось отсутствие горячей воды (летний душ с классической «от-солнца-нагреваемой» бочкой на крыше). Т.к. последующие дни оказались дождливо-пасмурными, то и пришлось нам, закопчёно-немытым, мыться «относительно», т.е. как-то по частям… Но, как известно, «в походе гря-зи не бывает, в походе – всё стерильно…», кроме того, «до сантиметра – ещё не грязь, а больше сантиметра – сама отваливается…» :) Да и от навороченных коттеджей мы сами отказались ради травки под ногами, а в некоторых местных мини-гостиницах нам обещали (судя по вывескам) сауну, кондиционер, телефон и место на автостоянке…)

Проснувшись следующим утром, обнаружили, что погода испортилась (позднее мы узнали, что в эти дни она испортилась по всему черноморскому побережью). Небо затянуло сплошной пеленой туч, шёл неслабый дождь. Порадовавшись, что мы вовремя закончили «палаточную» жизнь и непогода не захватила нас врасплох, мы позавтракали на новом месте. Дождь притих, и мы пошли на море.

Чтобы попасть из Благовещенской на берег моря, нужно пересечь Витязевский лиман по насыпной дамбе. Лиман в этом месте сходит на нет, ширина его незначительна. Длина дамбы – метров триста. По ней же проходит автомобильная дорога к базам отдыха. Путь по дамбе к морю – недалёк и не напрягает ничуть; но очень важно жить от неё поблизости, чтобы перед этим не пришлось шлёпать через всю станицу. Это обстоятельство нужно обязательно учиты-вать.

Кроме пасмурной погоды, оказалось ещё и ветрено. Из-за своего географического положения (с трёх сторон вода, с четвёртой – степи) Благовещенская открыта всем ветрам. Но в летнее время сильный ветер здесь случается нечасто.
Когда мы шли через дамбу, ветер усилился и старался сдуть нас с неё. Дамба закончилась, дорога повернула направо и дальше пошла вдоль побережья мимо баз отдыха. А мы пошли прямо и вышли на пляж. И увидели неслабый шторм (ветер же сильный был). Впрочем, увидели мы и тройку купающихся, точнее, прыгающих на волнах.

В это время дождь, подловив нас на открытом месте (даже навеса не оказалось вблизи, только открытые сверху кабинки), не только начался вновь, но выпустил на нас какой-то тропический поток воды. Нас не спасали даже куртки с капюшонами – я чувствовал, как потоки воды нежно стекают у меня по животу и куда-то ниже, собираясь в конце концов в кроссовках в уютные лужицы. Больше всего меня в этот момент беспокоил цифровик, висевший у меня на груди под курткой. Уж как мне хотелось сфотографировать это наводнение, но доставать его наружу было тоже самое, что опустить в море.

Дождь хлестал на нас сверху и сбоку (благодаря ветру) минут десять, после чего мы, решив, что терять нам больше нечего, двинулись под дождём обратно. Чем дальше уходили мы от моря, тем слабее становился дождь, и когда мы, промокшие, подошли к дому, он прекратился вовсе. Но мы поняли, где здесь собака зарыта – непогода, не захватив нас в палаточном лагере, решила догнать нас здесь и возместить нам. Поэтому мы на неё не обиделись, переоделись в сухое, вылили воду из обуви, согрелись: дети - горячим чаем, остальные – подогретым вином, и отправились осматривать станицу.

Станица Благовещенская расположена на довольно узком (местами – менее километра) перешейке между двумя лиманами – Витязевским и Кизилташским. И сама станица тоже - длинная и узкая; длинные продольные улицы и короткие поперечные. С некоторых перекрёстков станицы одновременно просматриваются оба лимана и море. Почти как на острове.
Но такое положение станицы нисколько не осложняет жизнь в ней (в летнее, во всяком случае, время) - отдыхающие проводят время на море, не обращая внимания на лиманы, местные жители занимаются своими делами, на лиманах они тоже не бывают. Берега лиманов – даже в «черте» станицы - пустынны. Только домашний скот пасётся.

Почему-то в лиманах запрещается ловить рыбу – нигде не видели мы ни одной лодки (даже привязанной к берегу), ни одного рыбака. И даже местная милиция за этим следит.
Улицы станицы пустынны и безлюдны. Отдыхающих здесь немного, местных жителей тоже. Десяток лет назад это была дыра, забытая Богом; в последние годы сюда всё больше и больше стали приезжать отдыхающие. Жизнь немного сдвинулась на пути «к цивилизации».

Три года назад, проходя одной из центральных улиц, мы обнаружили только два стареньких сельских магазинчика. Теперь же новых, недавно открытых магазинов в станице очень много, буквально «на каждом шагу». Возможно, большая часть их работает только в летнее время, но нам, отдыхающим, какая разница? В некоторых местах станицы можно видеть одно-временно до пяти таких магазинов. Очень удобно.
Развита сеть магазинов «Каскад», но есть и другие.
В этих продовольственных магазинах можно купить все необходимые продукты питания и «напитки», овощи и фрукты, а также разную хозяйственную мелочь. Есть и пара хозяйственных магазинов со «строительным» уклоном. Обнаружили мы и промтоварный магазин, и магазин, торгующий преимущественно мясом. Есть почта, Дом Культуры. Есть и местная администрация, но нам она не нужна.

Не обнаружили мы только рынка. Но в нём нет нужды – местные жители торгуют плодами своих садов и огородов около магазинов или на остановках, также на выходе с пляжа – нечто вроде стихийных мини-рыночков из 4-5 торговцев. Да и не торговцы они, просто жители станицы. Или выставляют около калитки табуретку/скамейку, выкладывают свои овощи/фрукты и даже не считают нужным торчать возле… Захотел купить что-либо, присмотрел, подошёл к калитке, позвал хозяйку… Очень удобно. Такие табуретки можно видеть по всей станице. И товар на них – только что с грядки.
Можно купить у жителей станицы и морскую рыбу, и домашнее вино…
Так что с продуктами питания в станице проблем не возникает.
Есть и небольшие кафе, их немного, но много их и не нужно, больших тоже не нужно – отдыхающих здесь тоже немного…

Опять с утра пасмурно, но ветер стал тише. Купаться будет прохладно, и мы отправились гулять, изучать окрестности станицы.
Вновь по дамбе через лиман; но не на берег моря, а направо, по дороге, идущей вдоль баз отдыха.
Базы отдыха длинной полосой (более 2 км) вытянулись вдоль побережья, своими террито-риями выходя прямо на берег моря. С другой стороны – мимо ворот и заборов этих баз – идёт грунтовая, вполне приличная дорога. По ней мы и двинулись.
Баз отдыха довольно много, около двадцати. По путеводителю я насчитал 17, но есть ещё и строящиеся.

В самом начале, возле первых же баз, мы обнаружили парочку продуктовых магазинов, летнее кафе под навесом (очень просторное, на входе табличка – «объект продаётся») и орга-низованный рыночек (которого нет в самой станице).
Здесь нас опять подловил дождь, но не такой сильный, как позавчера. Мы шли дальше, но дождь стал усиливаться; мы вернулись немного назад и переждали его в кафе под навесом. Чтобы не сидеть «просто так», подкрепились шашлыком, чаем, кофе и вином (но немного – в пути «не пьём…»)
Дождь перестал, и мы продолжили путь.

Дорога вела нас мимо баз отдыха, по другую её сторону лежали вспаханные, засеянные зерновыми поля (Кубань же…). Витязевский лиман уже остался позади; «перешеек» теперь омывается Кизилташским лиманом – с одной стороны и Чёрным морем – с другой. Ширина «перешейка» здесь 1-1,5 км, и через 5-6 км он резко сужается и начинается Бугазская коса, отделяющая Кизилташский лиман от моря. Длина косы около 13 км, и заканчивается она на Таманском полуострове, вблизи станицы Веселовка. До этой косы мы и намеревались дойти.
Дорога тянулась мимо баз отдыха, было тихо и пустынно. Чем дальше мы уходили, тем безлюднее было на базах.
Миновали последнюю базу; здесь оборвалась и грунтовая дорога. Дальше шёл даже не просёлок, а какая-то слабо проглядывающая колея, ведущая дальше по бугристому песчаному берегу.
Мы увидели некое подобие шлагбаума, преграждающего путь; рядом в деревянной будке дремали два молоденьких казачка в камуфляже. Они на нас никак не прореагировали (не «на колёсах…»), и мы продолжали свой путь.

Оказалось, что мы попали на территорию так называемого «автокемпинга для туристов». Но никакого кемпинга по сути не было: перед нами лежал пустынный бугристый песчаный берег, слегка поросший невысокими кустами и травой. На всём двухкилометровом протяжении «кемпинга» мы обнаружили лишь пяток машин с палатками; тихо, безлюдно и хорошо.
(Бродяжьи наши души сразу встрепенулись: придти сюда со снаряжением, разбить лагерь, постоять дня три-четыре…)

Разговорившись с отдыхающими здесь, мы узнали, что за проживание на территории кемпинга казачья охрана берёт по 10 р. за чел./день и по 80 р. – за въезд на машине. Причём за «каждый въезд», т.е. если вы, к примеру, ежедневно будете выезжать за продуктами, то и платить 80 р. будете ежедневно – чтоб машину обратно впустили.
А в остальном, по их словам - никаких проблем; приезжай (или приходи), располагайся, где глянется, живи, сколько влезет. Тихо, пустынно и хорошо.

Проблема же основная, на наш «набитый» взгляд – в питьевой (пресной) воде. Песчаные берега – здесь нет ни ручьёв, ни родников, ни водопадов. Остаётся только покупать воду – в тех самых магазинах около баз отдыха; там же покупать и продукты. Впрочем, если у вас при себе окажется автомобиль, можно ездить за водой куда-нибудь… туда, где она есть.

С дровами для костра/очага проблем никаких – зимними штормами на берег выкидывает немало деревянного сора – палки, щепки, дощечки и т.п.; к этому времени весь этот деревянный хлам высох на ветру и на солнце, вполне годится на дрова (так же мы поступали и на каменных берегах, даже топор почти не был нужен…) Впрочем, если у вас с собой газовый баллон с плиткой…

Нам понравился этот «кемпинг» - безлюдно, спокойно, хорошо.
Говорят, здесь живёт очень много ёжиков; по ночам чуть ли не кишат вокруг палаток в поисках съестного. Не встретив днём ни одного, мы продолжали наш путь.

Миновали кемпинг. Берег стал значительно выше, на бугре торчала вышка погранзаставы – мы её прошли «низом», у самой линии прибоя. Шли дальше. Берег моря был абсолютно без-люден; на протяжении трёх километров мы увидели лишь одну палатку, стоявшую почти у линии прибоя и рядом – группу из восьми человек (из них четверо – дети). Здесь уж стоять лагерем можно совсем бесплатно…

Прошагав довольно далеко (уже и заставы не было видно), мы увидели остатки бетонной лестницы, протянувшейся с прибрежной полосы на бугор. Вскарабкались по ней, огляделись.
Оказалось, что «перешеек» между морем и лиманом заканчивается. Здесь он имеет правильную прямоугольную форму, некое «плато» или даже «стол», потом резко обрывается – и вдаль уходит только узкая (50-100 м) Бугазская коса.
Тишина, спокойствие, безлюдье – и красота. Как же там красиво… Какие-то степные травы до плеч…. Цветы выше человеческого роста… Запах трав, заглушающий запах моря…

Хором пожалев, что мы не живописцы, налюбовавшись, мы спустились с «плато» на косу. Вдали, в 13 км от нас, проглядывали берега Таманского полуострова. Но нам туда сегодня не дойти – ведь ещё и возвращаться надо.
На косе красивыми были даже лужи.
В самом её начале мы обнаружили какие-то хозяйственные постройки, обнесённые забором. Возможно, рыболовецкое хозяйство? В приличном состоянии, отнюдь не запущенное; но людей не было видно и тут, лишь несколько пацанов играли на берегу лимана.

По косе проходит просёлочная дорога, даже обозначенная на картах и якобы приводящая на Таманский полуостров. Но нас просветили (туристы из автокемпинга), что сквозного проез-да по ней нет, потому что коса перекопана в одном месте, вырыто что-то вроде канала, соединяющего лиман с морем (чтобы, мол, морская рыба в лиман заходила…) Злые языки утверждают, что дело не в рыбе, а именно в дороге: коса заканчивается на Таманском полуострове, а это уже другой район – Темрюкский, вот и перерыли, чтоб машины «с тылу» не въезжали… Как знать… Везде свои заморочки.

Погуляв немного по косе, полюбовавшись, запланировав (когда-нибудь в будущем) придти сюда со снаряжением, постоять здесь лагерем, пройти всю эту косу, побывать в станице Весе-ловка и от неё уже добраться до самой Тамани (а это ещё около 13 км)… Мечты, мечты…
И мы повернули обратно, легли на обратный курс.

Обратно до самого «благовещенского» пляжа мы шагали по самой кромке воды, босиком по песку. И как оказалось – зря, идти следовало бы по дороге… Выяснилось, что песок на этих берегах слегка отличается от того песка, который в Анапе, Джемете, Витязево. Там песок - более чистый и мелкий, более плотный, особенно у воды, утрамбованный волнами. Идти босиком по такому – одно удовольствие, шагается легко и свободно, никакой усталости. Здесь же песок – более крупный, в смеси с ракушечником, какой-то более «рыхлый». Даже волны его не утрамбовывают полностью, нога чуть проваливается в песок, подвязает на каждом шаге. Не болото, конечно, но когда шагаешь часами... и километрами… то ноги устают. А если будешь идти с тяжёлым рюкзаком и нагрузка от ноги на грунт будет гораздо больше…

А ушли мы, как оказалось, далеко; обратный путь (причём довольно бодрым шагом) занял у нас ровно два часа (с небольшим привалом, чтобы искупаться). И к 18 часам мы вышли к Благовещенской, искупались-освежились и усталые, но довольные, вернулись домой.